Детско-родительские отношения

Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека. В семье закладываются базисные основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. В современном сложном и динамичном обществе возросла напряженность взаимодействия родителей с детьми, выражающаяся со стороны взрослых в увеличении претензий к своим детям, в непонимании чувств и настроения ребенка, в неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в дефиците родительского тепла и ласки. Это в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном развитии детей.

Как помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях? Как содействовать изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону?

15 апреля 2022 года в актовом зале Администрации Железнодорожного района с пятью семьями, состоящими на профилактическом учете ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня» в отделении сопровождения семей с детьми №1 были проведены психологические тренинги – гармония детско-родительских отношений.

Под гармоничными детско-родительскими отношениями мы понимаем следующее:

эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку – «Люблю ребенка не за что-то, а потому, что он мой ребенок», уважение его индивидуальности);

наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций в семье);

эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки посредством слова: «У тебя все получится», жеста, теплого прикосновения и др., удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте (мама обнимает, целует, гладит ребенка).

Взаимоотношения между членами семьи играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия, а в частности дисгармоничное развитие семьи и личности ребенка. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей, не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога практически невозможно. Родителям необходимо овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, тренинг дает возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Детско-родительская тренинги выстроены таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сенситивными к своим детям и научаются относиться к ним без оценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
На мероприятии психолог использует много игр. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле.
В совместной игровой деятельности родители и дети учатся способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи. У родителей отмечается большая мера родительского принятия, уважения к чувствам детей, признание необходимости автономии ребенка, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Результатом работы стало: эмоциональное сближение родителей и детей, установление доверительных отношений педагога-психолога и родителей,  установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.

Результаты работы позволяют утверждать, что работа по гармонизации детско-родительских отношений и тесное сотрудничество педагога – психолога во время занятий родителей с детьми позволяют оказывать психологическую поддержку и помощь детям и взрослым.

Заведующий отделением

по сопровождению семей с детьми №1

Разумова Н.В.