Итоги работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом в ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края

Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.

В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

В международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.  в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет — и «несовершеннолетний» — в возрасте от 14 до 18 лет.

Аналогичным образом определяются данные понятия и в Уголовном кодексе РФ, часть 1 ст. 89 которого указывает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Указанные законодательные трактовки обусловлены различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Семейный Кодекс уравнивает понятия «ребенок» и «несовершеннолетний». Так, в ст. 54 СК РФ определено, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».

Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет понятие «ребенок» «как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Анализируя, положения международных и российских нормативно-правовых актов следует заключить, что несовершеннолетний — это  лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

  1. Защита прав несовершеннолетних

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей  являются следующие:

—  максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

—  приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

—  создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

— законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к действующим социально-экономическими условиям.

  1. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию правосубъектность. Под правосубъектностью понимают способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Таким образом, правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Структурно законодательство в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно изобразить в виде следующей схемы:

 

В данной схеме нормативно-правовые акты представлены по степени их юридической силы.

Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

а) Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают  международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов  следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)  и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
  • соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
  • демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

б) Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  и др.
  • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

 

В целях организации деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних на территории Забайкальского края создана комплексная система профилактики, основанная на принципах законности, коллегиальности и приоритетности прав и интересов ребенка.
Деятельность краевых учреждений различной ведомственной подчиненности строится в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных документов, регламентирующих деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних.
В Забайкальском крае в 2011 году при финансовой поддержке Фонда завершилась реализация краевой целевой программы «Не оступись!» на 2009-2011 годы по приоритетному направлению деятельности Фонда «Содействие социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной».
По всем направлениям программы была проведена многоплановая работа, что, в свою очередь, отразилось и на результатах. За шесть с половиной лет реализации мероприятий программы в Забайкальском крае сформирована новая система профилактики правонарушений несовершеннолетних, которая позволяет грамотно и эффективно решать проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а также их постсудебное сопровождение, социальную, психологическую реабилитацию и ресоциализацию.
С целью профилактики рецидива преступлений среди несовершеннолетних на базе ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края (далее — Черновский КЦСОН «Берегиня») создано отделение дневного пребывания на 15 мест для оказания помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы. Одна из важнейших задач работы отделения — это формирование у подростков здоровых нравственных и психологических установок.      Деятельность специалистов отделения направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям современной жизни, осуществление социальной защиты осужденных, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве.

Для повышения,    на    территории    Забайкальского  края, эффективности межведомственной  системы по профилактики безнадзорности  и правонарушении несовершеннолетних в учреждении разработан и внедрен межведомственный алгоритм действий, обеспечивающий единую технологию работы (сотрудничество  с ОВД, УИИ, ИПДН, КДН и ЗП, ГУ ЦЗ населения г. Читы, ПФ РФ, ЗАГС, ОУФМС России по Забайкальскому краю (паспортно-визовая служба), ОМСЗН Забайкальского края, филиалами ГУ «ЕСРЦ» Забайкальского края, органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, образования, духовенства  по вопросам оказания  помощи и поддержки семей).

ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня» осуществляет различные формы взаимодействия:

  • взаимодействие с общественными детскими и юношескими объединениями (Дворец молодёжи «Мегаполис-спорт», Театр национальных культур «Забайкальские узоры», Горнолыжный комплекс «Высокогорье», спортивная база «Берёзка», ледовый дворец «Чароит»);
  • установление социально-культурных связей с шефами, общественными организациями и госучреждениями («Епархия Читинская и Краснокаменская», «Музей боевой славы ОДОРА», кинотеатр «Бригантина», Музей «Церковь декабристов», «Забайкальский краевой краеведческий музей им.А.К.Кузнецова).

В соответствии с Межведомственным комплексным планом работы органов и служб системы профилактики Черновского района комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав систематически организовываются заседания межведомственного консилиума с повестками:

  1. О состоянии преступности среди несовершеннолетних на территории Черновского района
  2. Об итогах работы по предупреждению повторных правонарушений несовершеннолетних
  3. Организация летней занятости и трудоустройства несовершеннолетних на территории Черновского района
  4. Состояние профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете и родителями, не занимающимися воспитанием детей.
  5. Проводятся выездные заседания комиссии в ОП «Черновский» для осмотра наркологом и проведения профилактической работы с н/с состоящими на учете в КДН и ЗП Черновского административного района и наркологическом диспансере.
  6. Ежеквартально проводятся вечерние и ночные рейды по несовершеннолетним осужденным, а также по отсрочке уголовного наказания женщинам с детьми.
  7. При ФКУ УИИ УФСИН России проведено заседание круглого стола «Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних на территории Забайкальского края».

За  период работы отделения специалистами Центра проведено более 800 обследовании условий жизни проживания несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом или группе риска. Социальные услуги на базе учреждения получили 698 подростков, повторных правонарушений из числа прошедших социальную реабилитацию составило 1,5 % (11 человек).

По окончанию реабилитации у подростов наблюдаются снижение уровня агрессии на 65%, тревожности на 70%, суицидальных намерений на 80%, страхи и фобии на 80%.

Предупреждая повторные правонарушения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, рассматриваем как систему специальных социально-психолого-правовых мер, направленных на устранение причин и условий, содействующих совершению правонарушений, а также программ экстренной и долговременной помощи, многопрофильной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

За годы реализации программы в учреждении достигнуты положительные результаты и накоплен значительный опыт в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Нами планируется продолжать в дальнейшем все виды работы, проводившиеся в рамках программы. А лучшей оценкой эффективности нашей работы являются высказывания наших бывших воспитанников.

Ходил в центр «Берегиня», мне очень нравилось, очень хорошие педагоги. Тут все к друг другу относятся с уважением. Хочу пожелать педагогам здоровья и уважения от детей, счастья! Центру «Берегиня» хочу пожелать процветания!

Здесь мне было очень весело, помню, как мы любили ходить в сенсорную комнату, любили ездить на ипподром и экскурсии по городу Чита.

Желаю успехов и счастье центру «Берегиня».

 

 

Т.И.Кузьминова,  директор