Профилактика предэкзаменационного стресса
Чем ближе государственная итоговая аттестация в школах, тем острее накал дискуссий вокруг этой темы. ЕГЭ существенно актуализировал проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования, что переводит его из разряда обычного экзамена в общественную проблему. Экзамен – это не просто проверка знаний, это проверка знаний в условиях стресса. А это значит, что необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.
Психологический период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что — это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. Таким образом, психологическая подготовка к экзамену направлена на создание оптимального функционального состояния, позволяющая человеку наилучшим образом продемонстрировать свои знания, а также свести к минимуму вред здоровью.
Данной проблеме было посвящено мероприятие на базе в МБОУ СОШ №50, которое проводилось среди учащихся 9 классов. Цель – профилактика тревожности, неуверенности в себе, активизация внутренних ресурсов старшеклассников, оказание психологической поддержки.
В ходе мероприятия были:
- обучение приемам совладания с экзаменационной тревожностью;
- ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;
- повышение самооценки, личностной мотивации, возможность поверить в свои силы.
После приветствия и краткого изложения теоретического материала школьникам было предложено упражнение «Мои ресурсы», изложить на бумаге внутренние ресурсы, которые они знают. При этом записать на карточке те из них, которые оказывают реальную помощь в сложных ситуациях. Далее результаты обсуждались и подытоживались путём мозгового штурма. Вначале упражнение показалось ребятам сложным, и варианты подбирались с трудом, однако в ходе групповой дискуссии постепенно удалось подобрать оптимальные варианты, чтобы ни один лист не остался пустым.
Не менее сложным на первый взгляд школьникам показалось упражнение «Творчество». В ходе, которого необходимо было, представить организм, который является неким сосудом, где хранятся ресурсы, и изготовить «вместилище» (мешочек) для своих ресурсов. В конце упражнения «сосуд» удалось заполнить почти доверху. Интересно и увлекательно для ребят было опробовать дыхательные и расслабляющие упражнения, с применением техник ауторегуляции. Так же делая акцент на том, что у каждого основы саморегуляции заложены изначально, просто необходимо научиться правильно их использовать.
По итогам упражнений делаем вывод — что в каждом ученике заложены определённые ресурсы и главное их вовремя увидеть, не растеряться и применить в нужной ситуации.
Педагог-психолог
отделения по сопровождению семей с детьми №1
Давыдова О.А.