Профилактика предэкзаменационного стресса

Чем ближе государственная итоговая аттестация в школах, тем острее накал дискуссий вокруг этой темы. ЕГЭ существенно актуализировал проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования, что переводит его из разряда обычного экзамена в общественную проблему. Экзамен – это не просто проверка знаний, это проверка знаний в условиях стресса. А это  значит, что необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.

Психологический период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что — это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. Таким образом,  психологическая подготовка к экзамену направлена на создание оптимального функционального состояния, позволяющая человеку наилучшим образом продемонстрировать свои знания, а также свести к минимуму вред здоровью.

Данной проблеме было посвящено  мероприятие  на базе  в МБОУ СОШ №50, которое  проводилось  среди учащихся 9 классов.   Цель  – профилактика тревожности, неуверенности в себе, активизация внутренних ресурсов старшеклассников, оказание психологической поддержки.

В ходе  мероприятия  были:

  • обучение приемам совладания с экзаменационной тревожностью;
  • ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;
  • повышение самооценки, личностной мотивации, возможность поверить в свои силы.

После приветствия и краткого изложения теоретического материала школьникам было предложено упражнение  «Мои ресурсы», изложить на бумаге  внутренние  ресурсы, которые они знают. При этом  записать на карточке  те из них, которые  оказывают реальную помощь в  сложных ситуациях.  Далее результаты обсуждались и подытоживались путём  мозгового штурма.  Вначале упражнение  показалось  ребятам  сложным, и варианты подбирались с трудом, однако  в ходе групповой дискуссии  постепенно  удалось подобрать оптимальные варианты, чтобы ни один лист не остался пустым.

Не менее сложным на первый взгляд школьникам показалось упражнение «Творчество». В ходе, которого необходимо было, представить   организм, который является неким сосудом, где хранятся ресурсы, и  изготовить «вместилище»  (мешочек) для своих ресурсов. В конце упражнения «сосуд» удалось  заполнить почти  доверху. Интересно и увлекательно для ребят было опробовать    дыхательные и расслабляющие упражнения,  с применением техник ауторегуляции.  Так же   делая  акцент на том, что у каждого основы саморегуляции заложены изначально, просто необходимо научиться правильно их использовать.

По итогам упражнений делаем  вывод — что в каждом ученике заложены определённые ресурсы и главное их вовремя увидеть, не растеряться и применить в нужной ситуации.

 

 

 

 

Педагог-психолог

отделения по сопровождению семей с детьми №1

Давыдова О.А.