Ребенок с нарушениями общения или ранний детский аутизм (РДА)
За время работы в ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня» Забайкальского края ко мне, как к педагогу-психологу, приходят на консультацию множество родителей с детьми с диагнозом (РДА). С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Множество вопросов возникает в семьях, где воспитывается такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать? Помогите мне понять, что с моим ребенком, пожалуйста?
Зачастую картина мне бывает ясна. Позвольте и вам объяснить с научной точки зрения, что скрывается за таким странным поведением ребенка, а именно, что представляет из себя синдром РДА, в чем его особенность и пути помощи такому ребенку. Ранний детский аутизм (РДА)- это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является: неконтактность ребенка, которая уже проявляется на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, как это делает здоровый малыш. Нарушения в способности к общению у таких детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротическим обусловленным затруднениям в общении. Одной из таких нарушений является мутизм – отказ ребенка от общения, который может быть общим или избирательным , когда ребенок не контактирует с отдельными лицами , например с педагогом, с кем –либо из близких. Не буду долго углубляться в симптомах данного заболевания, потому что они все на лицо. В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна придти целая команда профессионалов: врач-педиатр; врач- психоневролог; психолог; коррекционный педагог; специалист по социальной работе.
Работа с таким ребенком ведется годами, все это время каждый специалист выполняет часть своей работы.
Каким бы безвыходным не оказалась ситуация для родителей, выход есть всегда и ребенку с РДА можно помочь.
В центре «Берегиня» мы проводим коррекционно-развивающее занятия, основанные – на релаксационных упражнениях, песочной и музыкальной терапий, арт-терапий, игры с водой, которые позволяют детям с ранним детским аутизмом научиться межличностному взаимодействию, контакту, и стать более адаптированными.
Хочется отметить для родителей, что один только психолог не может сделать вашего ребенка «нормальным». Это сложная и долгая работа, в которой должны быть задействованы все члены семьи. Главный принцип — соблюдение интересов ребенка.
И что бы работа со стороны семьи началась уже сейчас я составил для вас некоторые рекомендации по воспитанию и развитию ребенка с РДА:
- Примите своего ребенка, таким какой он есть.
- Научиться не сравнивать своего ребенка с остальными детьми.
3.Не стоить стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным.
- Родителям по возможности необходимо уделять большую часть дневного времени, помогая тем самым во взаимодействии с ним осваиваться в этом сложном мире.
Постараемся понять родителей и близких аутичного ребенка, понимая в какой нелегкой ситуации они находятся. Призовем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.
Помните, что помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Мы как специалисты можем помочь, научить , поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими ему людьми.
Педагог- психолог: Петров Е.А.
ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня» Забайкальского края